Эволюция ITIL

Библиотека инфраструктуры информационных технологий, или ITIL, определяется как фреймворк с набором рекомендаций по предоставлению эффективных ИТ-услуг. Он позволяет организациям и отдельным лицам эффективно внедрять управление ИТ-услугами (ITSM) в согласии с задачами и стратегией бизнеса, обеспечивая «единое окно» общения между поставщиком услуги и конечными пользователями. Если ITSM помогает бизнесу достигать поставленных задач посредством правильных процессов, технологий и кадров, ITIL рекомендует нужные способы управления услугами и их предоставления. ITIL – это набор рекомендаций по цифровой трансформации и внедрения технологических инициатив. Компании внедряют ITIL, чтобы быстрее ощутить выгодны от перехода на современные технологии. Цель ITIL – оптимизация и постоянное улучшение ресурсов и процессов. Также ITIL играет роль делового партнера организаций, рекомендуя им только те подходы, которые актуальны для них.

С момента своего появления в 1980 году ITIL значительно расширился, его современная редакция состоит из 5 книг. Библиотека была создана в недрах ITIL – Центрального агентства по компьютерам и телекоммуникациям (CCTA). За годы сменилось несколько редакций, каждая из которых улучшала адаптацию к бизнесу и эффективность. Первая книга ITIL была опубликована в 1989 году. В 2000 году вышла вторая версия, в 2007 – третья. Текущая версия V3 увидела свет в 2011 году. Последнее издание ITIL ожидается в этом году, оно должно осветить новейшие методологии, такие как DevOps, Agile и Lean.

Сертификация ITIL

Вопросами сертификации ITIL заведует компания Axelos. Процесс состоит из пяти этапов, каждый с собственными учебными материалами. Сертификат ITIL доступен для всех, кто хочет получить опят в ключевых областях ITIL и стать экспертом. Первый из пяти уровней сертификации ITIL – «базовый» – охватывает основные положения терминологии и жизненных циклов ITIL.

ITIL Foundation

Сертификация по базовому уровню ITIL Foundation предназначена для всех, кто хочет освоить базовые понятия и процессы жизненного цикла ITIL и рекомендаций по управлению услугами. Дает знания в следующих областях:

Этот сертификат доступен для всех, кто хочет освоить процессы ITIL, требований для кандидатов нет. Базовый уровень требуется для более высоких ступеней. Он позволяет начать карьеру в ИТ-сфере

Начало работы с ITIL

Фреймворк ITIL состоит из пяти этапов жизненного цикла услуги. На каждом этапе свои процессы, или функции, согласно структуре ИТ-организации. Компании внедряют только те процессы, которые подходят для их команд. В этом смысле ITIL очень гибка при внедрении. Ниже перечислены этапы  жизненного цикла ITIL. 

Стратегия услуг

Способствует выработке бизнес-целей организации и разработке стратегии по соответствию требованиям и приоритетам клиентов.

Проектирование услуг

Состоит из процессов и функций. Охватывает разработку процессов, технологий, инфраструктуры и продуктов управления услугами.

Преобразование услуг

Делает акцент на поддержании текущего состояния услуг при развертывании организационных изменений. Следит за тем, чтобы риск и влияние были на допустимом уровне и предоставление услуг не прерывалось

Эксплуатация услуг

Обеспечивает бесперебойное выполнение повседневных операционных задач. Отвечает за мониторинг инфраструктуры и услуг, связанных с приложениями. Благодаря этому бизнес может соответствовать требованиям и приоритетам клиентов.

Постоянное улучшение услуг

Часть процесса контроля качества, направленная на постоянное улучшение процессов шаг за шагом на протяжении всего жизненного цикла услуги.

Ключевые понятия ITIL

Фреймворк ITIL состоит из пяти этапов, входящих в жизненный цикл услуги. На каждом этапе выделяются процессы и функции согласно ИТ-структуре организации. Компании внедряют те процессы, которые подходят для их отделов, поэтому ITIL достаточно гибкий. Опишем этапы жизненного цикла услуги в рамках ITIL.

Управление изменениями ITIL

В бизнесе новые проекты и приложения внедряются на повседневной основе, и важно анализировать риск и влияние перед каждым нововведением. Изменения для всех участников утверждаются с учетом риска и влияния. При управлении изменениями каждая деталь изменения, важная для мониторинга и аудита, записывается. Управление изменениями крайне важно, ведь оно позволяет эффективно и без задержек развертывать новые процессы. Затем осуществляется обзор выполненных изменений.

Управление инцидентами ITIL

Бизнес-пользователи ждут, что работа будет выполняться гладко и без сбоев. Увы, в реальности не так просто заставить идеально работать сложные компоненты инфраструктуры и приложения. При упреждающем подходе к управлению инцидентами число заявок снижается, а крупные инциденты исключаются. Заявки классифицируются и назначаются автоматически, так что агенты службы поддержки могут сосредоточиться на более приоритетных задачах. Управление инцидентами ITIL тесно связано с базой данных управления конфигурациями (БДУК), в которой активы связаны с инцидентами.

 

Управление проблемами ITIL

Команда управления проблемами берет на себя повторяющиеся проблемы. Она выявляет первопричину и находит постоянное решение. Менеджер по проблемам выполняет анализ первопричины и предлагает сначала временное (обходное) решение, пока не внедрено постоянное. Во многих организациях внедрено упреждающее управление проблемами, которое предотвращает потенциальную угрозу от серьезных сбоев и гарантирует доступность услуги. Важно понимать разницу между управлением инцидентами и проблемами, с тем чтобы эффективно распределять роли и задачи.

ITIL против ITSM

ITSM и ITIL не являются взаимоисключающими. ITSM, или управление ИТ-услугами, определяет эффективные способы управления ИТ-услугами и создания ценности для клиентов. В компании могут даже не осознавать, что выполняется ITSM, однако оно существует везде, где есть ИТ-системы и инфраструктура. ITIL же помогает осуществлять ITSM более эффективно. ITIL – это фреймворк и набор рекомендаций для юридических и физических лиц по трансформации бизнеса и стратегическому мышлению в ИТ. ITIL предлагает способы для улучшения и оптимизации ресурсов с целью создавать реальную ценность для потребителей.

«ITSM – это управление IT, а ITIL помогает бизнесу эффективно осуществлять ITSM».

Контрольный список внедрения ITIL

ITIL – это не универсальная методика управления проектами в организации. ITIL требует модификации и учета потребностей бизнеса.

  • Уясните цели ITIL Самое главное – понять те проблемы, которые вы хотите решить, а также возможности ITIL. Эти возможности должны быть синхронизированы с задачами бизнеса. Уясните для себя, какие преимущества ITIL вы можете получить, и затем сосредоточьтесь на приоритетах клиентов. Объясните ценность ITIL руководителям всех отделов, чтобы во всей организации хорошо понимали суть нововведений. Можно получить сертификат ITIL, это хороший способ освоения фреймворка и для компаний, и для частных лиц. ITIL может увеличить ценность ваших инвестиций в ИТ. Также это отличный способ мониторинга инфраструктуры и операций.
  • Проанализируйте зрелость текущего процесса Перед внедрением ITIL проанализируйте степень зрелости текущего процесса, чтобы выявить области, требующие улучшения. В вашей организации уже сейчас может быть ITIL в какой-то форме, поэтому важно хорошо понимать, что происходит. Затем обновите существующие процессы путем внедрения нужных аспектов ITIL с учетом приоритетов бизнеса. Для нужного результата оценка процессов должна быть реалистичной.
  • Определите ITIL-процесс и владельца процесса Люди важнее процессов и технологий, поэтому крайне важно определить роли и обязанности владельца процесса. Успех ITIL сильно зависит от настроя агентов службы поддержки и их различных навыков, не только технических. ITIL требует активного взаимодействия различных функций, поэтому при найме агентов службы поддержки важно оценивать их навыки.
  • Начинайте не спеша ITIL не требует внедрения всех 26 процессов. Рекомендуется начинать с основных, таких как управление инцидентами и знаниями. Затем, оценив успех, можно переходить к следующим. Расскажите об ITIL всем задействованным участникам.
  • Анализ и улучшение Операционная эффективность требует постоянного улучшения услуг (ПУУ). Анализ зрелости текущих процессов позволяет выявлять пробелы в них. ПУУ осуществляется в течение всего жизненного цикла услуги ITIL, начиная со стратегии. ITIL – это постоянно совершенствующийся проект. Это также помогает синхронизировать задачи бизнеса с задачами ITIL.

Преимущества ITIL для бизнеса

ITIL сулит ИТ и бизнесу целый ряд преимуществ. Он позволяет компаниям работать более бережливо, сочетая различные методики и фреймворки друг с другом. ITIL действует как фактор эффективного управления ИТ-услугами. Ниже перечислены некоторые другие преимущества.

Улучшение качества услуг

Обеспечивает связность уровней услуг и повышает эффективность через повышение качества услуг.

Оптимизация расходов

Оптимизация расходов достигается за счет приоритизации ресурсов и эффективного их использования с учетом требований бизнеса и клиентов.

Повышение удовлетворенности клиентов

Улучшение качества услуг со временем повышает и удовлетворенность клиентов, ведь ITIL понимает их запросы.

Улучшение управления риском

ITIL внедряет упреждающий ITSM, при котором крупные инциденты исключаются, а риск контролируется. Использование в ITSM искусственного интеллекта позволяет прогнозировать будущие события на основе прошлых тенденций.

Согласование бизнес-задач

Если оптимизировать статьи для поисковых систем, пользователи смогут легко найти нужные решения.

Другие ресурсы

ITIL Evolution

Information Technology Infrastructure LibraryITIL is defined as a framework with a set of best practices for delivering efficient IT support services. It enables organizations and individuals to deliver cost-effective IT Service Management, ITSM aligned with business vision, strategy and growth and acts as a single point of contact between service provider and end users. While ITSM helps businesses to achieve their mission and vision with the right mix of process, technology and people, ITIL guides the way IT services are managed and delivered. Digital transformation and technology initiatives are guided by the best practices of ITIL. Companies adopt ITIL to realize their business benefits faster with defined processes and enabled by the right technology. ITIL aims for resource optimization and reviews existing processes continuously to improve. It also acts as a business partner for organizations to adopt only those practices that are relevant for them.

ITIL, since its inception in 1980, has continuously evolved into many versions and currently has 5 books. ITIL was first developed by the British government's Central Computer and Telecommunications Agency (CCTA) in the 1980s. Over the years, it has undergone multiple revisions that aim towards business alignment and improved efficiency. The first ITIL book was published in 1989 followed by a V2 in 2000. While V3 came out in 2007, a more up-to-date variant of V3 was published in 2011. The latest edition of the ITIL book is expected to release later this year and it is expected to cover methodologies like Devops, agile and lean.

ITIL Certification

ITIL certification is owned by Axelos and it has five levels with specific training content. ITIL certification is available for individuals to gain expertise on key focus areas of ITIL and become an expert. ITIL certification has five tiers and ITIL foundation certification is the entry level and this covers basics of ITIL terminology, ITIL service lifecycle.

ITIL Foundation

ITIL Foundation certification is targeted at anyone who needs a basic understanding of key concepts and processes in ITIL service lifecycle and service management best practices. It is aimed at delivering the following

The certification can be taken by anyone who wants to learn about ITIL processes and there is no eligibility criteria. ITIL foundation acts as a prerequisite to take other level exams. This enables individuals to start their career path in IT profession.

Getting Started with ITIL

ITIL framework consists of five stages as a part of service lifecycle. Each stage consists of a set of processes or functions that are aligned with IT organizational structure. Companies adopt some of these processes that are suitable for their teams. ITIL is therefore flexible in terms of adoption. Following is the ITIL service lifecycle stages

Service strategy

Facilitates organizations to set business goals and develop a strategy to meet customer requirements and priorities.

Service design

Includes designing of processes and functions. This covers designing of service management processes, technology, infrastructure and products.

Service Transition

Focuses on maintaining the current state of service while deploying new organizational change. It ensures that risk and impact are in control so that there are no interruptions to any ongoing services.

Service Operation

Service operation ensures day to day operational tasks are seamless and is responsible for monitoring infrastructure and application related services. This enables businesses to meet customer’s requirements and priorities.

Continual Service Improvement

This is a part of quality check that aims towards continuous improvement of processes in an incremental manner. This happens throughout the service lifecycle.

ITIL Key concepts

ITIL framework consists of five stages as a part of service lifecycle. Each stage consists of a set of processes or functions that are aligned with IT organizational structure. Companies adopt some of these processes that are suitable for their teams. ITIL is therefore flexible in terms of adoption. Following is the ITIL service lifecycle stages

ITIL Change management

Businesses implement new projects or applications on a day to day basis. It is important to analyze risk and impact before carrying out the planned activities. Based on the risk and impact, change approvals are planned including all relevant stakeholders. Change management records every detail of change that is requested for better tracking and audit. Change management is crucial for an organization in order to effectively deploy new implementations without any downtime. Post implementation review is done to keep things in control.

ITIL Incident management

Business users expect smooth business operations without any disturbance. However, in reality it is a challenge to achieve with the available complex infrastructure components and applications. Proactive approach to incident management deflects redundant tickets and also eliminates major incident occurrence. Automation handles ticket classification and assignment so that service desk agents focus on higher priority activities. ITIL Incident management works in close association with Configuration Management Database, CMDB to link the asset related to the incident.

ITIL Problem management

Repetitive issues are handled by Problem management team to analyze the root cause and find a permanent fix. Problem manager performs the Root Cause Analysis, and suggest a temporary workaround until permanent solution is deployed. Proactive problem management is adopted by many organizations to prevent any potential damage caused by major outages and ensure service availability. It is recommended to understand the difference between incident and problem management to assign clear roles and responsibilities.

ITIL Vs ITSM

ITSM and ITIL are not mutually exclusive. IT Service Management, ITSM defines how IT services are managed efficiently and adding value to customers. Companies may not realize that they are doing ITSM but whenever IT systems and IT infrastructure are present, ITSM is performed inevitably. ITIL enables companies to achieve efficient ITSM. ITIL is a framework with a set of best practices that are adopted by businesses and individuals for business transformation and strategic IT. ITIL suggests ways to improve and optimizes resources in order to provide real value to customers.

“ITSM is how you manage IT and ITIL guides businesses for efficient ITSM”.

ITIL Implementation - Checklist

ITIL is not project management to implement across organization and there is no one-size-fits-all approach. Depending on the business needs, ITIL can be customized and adopted easily.

  • Understand the objectives of ITIL First and foremost, understand the problems that you are trying to solve and objectives of ITIL. It is important to align business objectives with ITIL objectives. Therefore, understand the benefits that ITIL has to offer and focus on customer priorities. Communicate the value of ITIL to all department heads so that ITIL awareness is present across organization. Try for ITIL certification as it allows individuals and businesses to gain expertise around ITIL. ITIL aims at adding real value to your IT investment and monitors the Infrastructure & Operations, I&O.
  • Analyze the current process maturity Before implementing ITIL, analyze the current process maturity to identify process improvement areas. We might be doing ITIL in some form and therefore it is significant to understand the existing processes. Based on the business priorities, close the gap by adopting relevant ITIL processes. Process maturity assessment has to be realistic to achieve desired outcome.
  • Define ITIL process and process owner People are more important than process and technology capabilities. Identifying the roles and responsibilities of process owner is crucial. ITIL success depends a lot on service desk agents’ attitude and soft skills besides technical skills. ITIL demands a lot of collaboration among various functions and therefore people skills are important before hiring for service desk agents.
  • Start small ITIL does not force companies to implement all the 26 processes whereas it is recommended to start with necessary processes such as incident management, knowledge management and move to other processes after initial success. Communicate about ITIL to all relevant stakeholders and process capabilities.
  • Review & Improve Continual Service Improvement, CSI is necessary from an operational standpoint. Reviewing the current process maturity helps in identifying process gaps. CSI happens throughout ITIL service lifecycle right from ITIL service strategy. ITIL is an ongoing project which is reviewed and improved throughout. This also helps in aligning business goals with ITIL goals.

ITIL business benefits

ITIL has varied benefits for IT and business. ITIL enables companies to be more agile complementing other best practices and frameworks. ITIL acts as a driver for efficient IT Service Management. Following are some of the benefits

Improved service quality

Ensures consistency in service levels and improves efficiency by increased quality of service

Cost optimization

Cost optimization can be achieved by ensuring the resources are prioritized and used efficiently based on the business and customer requirements.

Higher customer satisfaction

Improvement in service quality eventually increases customer satisfaction as ITIL understands customer requirements.

Better risk management

ITIL helps in proactive ITSM thus avoiding major incidents and keeping risk in control. With the latest AI enabled ITSM, future events can be predicted based on past trends.

Alignment of business goals

Optimize knowledge articles for search engines so users can easily find the solutions.

Other Resources